Мы с соцсетях

Формы организации профилактических мероприятий по БДД в объединении ЮИД

Формы организации профилактических мероприятий по  БДД в объединении ЮИД
Автор:
Леонова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДТТ
Тип статьи:
Авторская

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.

Введение.

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.

Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.

Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофоры, знаки и так далее), но и маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.

Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего школьного возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие, как родители, дошкольные учреждения, школа, так и учреждения дополнительного образования.

Роль учреждений дополнительного образования в организации профилактически детского дорожно-транспортного травматизма.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детейи подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Учитывая дефицит учебного времени, выделенного в общеобразовательных учреждениях на изучение основ безопасности дорожного движения в рамках предметов «Окружающий мир» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) существующая система учреждений дополнительного образования детей име­ет уникальные возможности для реализации задач профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В учреждениях дополнительного образования детей реализуются дополнительные программы для обучения детей безопасному поведению на дорогах.

И им принадлежит осо­бая роль в развитии склонностей, способностей, социального и профессионально­го самоопределения детей, подростков и молодежи, интересов к изучению основ безопасности дорожного движения: профориентация на профессии водителя, работника автотранспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.

Анализ работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что учреждениями дополнительного образования детей ведется значительная работа по пропаганде ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Формы организации профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения.

Каковыже формы профилактических мероприятий по ПДД для обучения детей младшего школьного возраста, с учётом их психофизиологических особенностей. Педагогами прилагается много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у младших школьников безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых экскурсиях, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей). В своей работе педагогами широко используются:

-чтение художественной литературы;

— моделирование дорожных ситуаций;

— обучающие и развивающие игры, квесты;

— изготовление с детьми атрибутов для занятий по теме дорожной безопасности;

— просмотр развивающих фильмов, роликов и мультфильмов;

— художественно-творческая деятельность детей и др.

Однако, до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены в федеральных документах.

Встает вопрос, как построить образовательный процесс по формированию основ культуры безопасности у школьников начальных классов и уберечь детей на дорогах? Требуется реализация новых педагогических технологий по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности и постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе педагогами используются следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровая технология; проектная деятельность; личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Целью является создание условий и внедрение современных педагогических технологий, способствующих более успешному ознакомлению школьников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте.

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность

6. Воспитание дисциплинированности и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Для реализации поставленной цели и задач особое внимание уделили на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды: насыщенность среды представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий; полифункциональность — при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие, вариативность — например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение, доступность, безопасность.

Для организации таких форм работы с детьми создаётся соответствующая предметно-развивающая среда.

Кроме этого, в развивающей среде используются: комплекты дорожных знаков, макет улицы с транспортными средствами, схемы маршрута безопасного движения до школьного учреждения, наглядно-иллюстративный материал, обучающие и развивающие игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, детская художественная литература, картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц, альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой микрорайон», мультфильмы, видеоролики.

В целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформляются информационные «Уголки безопасности».

С целью воспитания культуры поведения у детей младшего школьного возраста применяются также игровые технологии, в процессе которых ребенок упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности используются самые разнообразные игры:

— ролевые игры — форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

— театрализованные и игры-драматизации — объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.;

— дидактические — требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Собери дорожный знак», «Умные стрелки», знакомство с новым знаком и т. д.

— с использованием макетов – дети играют с удовольствием, рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как его узнать, геометрическая форма знака, его цвет, символ, назначение.

Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуаций. В каждой учебной группеконструируются макеты улиц города. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывается, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняется, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показываются опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне, речи и творческого воображения. Педагоги используют в своей работе по обучению детей правил дорожного движения тризовские методы и приемы. Например, давая детям задание о работе светофора, начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрѐстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трѐхглазый? И др.

Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаем ребѐнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать. Для развития системного мышления используются интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвѐртый лишний», «Назови одним словом» и другие.

Информационно – коммуникативные технологии

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание уделяется использованию информационно – коммуникативных технологий. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия.

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

— участники дорожного движения

— элементы улицы

— виды транспортных средств, их классификация

— группы дорожных знаков

Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

— Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

— Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям начальных классов, учитывая наглядно-образное мышление детей.

— Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

— Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

— Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

— Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми младшего школьного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

Мультипликация, просмотр обучающих видеороликов

Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на школьников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Мнемотехника

В настоящее время использование мнемотехники для детей начальных классов становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.

В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Технология проблемного обучения

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.

При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты

– ставим конкретные вопросы

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Например, ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления. Показываем картинку: дети выбегают на дорогу за мячом. Дети должны ответить, правильно они поступают или нет и почему.

Можно показать иллюстрацию, где ребенок не предвидит опасность и съезжает с горки на санках. Дети, рассматривая картинку, должны объяснить, в чем опасность такого поведения.

Проблемная ситуация создается с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения (Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?)

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос (Почему нельзя ходить по проезжей части?)

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (По тротуару ходят пешеходы, игры и езда на велосипедах будут им мешать. Кататься и играть нужно только в специальных для этого местах. Или важно учить ребенка рассказывать то, что он видел на улице, развивать предвидение опасной ситуации, обращать его внимание на опасные места возле дома, школьного учреждения, на улице, дороге, на остановке маршрутного транспорта и т.д.).

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. Используются такие формы организации исследовательской деятельности, как:

— эвристические беседы

— наблюдения

— использование художественного слова

— дидактические и развивающие игры

— игровые ситуации

Проектная деятельность

Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах. В условиях проекта «Эти разные машины» дети научились различать виды транспорта, выделять специальный транспорт его назначение. Проект предполагал организацию следующих видов деятельности и форм работы: беседы по теме «Какие бывают машины», чтение художественной литературы, дидактические игры «Назови части машины», «Какой предмет лишний», изготовление машин из бросового материла и использование их в самостоятельной игровой деятельности. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. В ходе акции «Пешеход засветись!» дети узнали, что такое фликер, для чего он нужен и каков принцип его действия.

Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей направляется на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражали знания и представления о ПДД, делились опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. В процессе практической деятельности дети общались, делились впечатлениями, учились работать в коллективе.

Выводы:

Ни один изучаемый предмет в школьном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как отдельное изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.

Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Ведущая педагогическая идея нашей совместной работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у младших школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.